Оффшорный нефтегазовый сектор России: новый рубеж для производителей

Миссия ООО «ТРАСТ-ИНЖИНИРИНГ» - всемерно удовлетворять и предвосхищать ожидания потребителей, предлагая современное качественное оборудование в расчете на установление долгосрочных партнерских взаимоотношений.

01 Августа 2017

Оффшорный нефтегазовый сектор России: новый рубеж для производителей



Одним из ключевых событий начала текущего года стало Постановление Правительства №925 от 1 января 2017 года о приоритетности отечественных товаров, кроме без аналоговых, при проведении закупок государственными корпорациями. Данное Постановление дополняет уже существующую политику активного поиска и содействия развития отечественных аналогов зарубежному оборудованию нефтегазового сегмента в таких АО как «Газпром», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и прочих.


Текущая ситуация в сегменте нефтегазового оборудования внушает осторожный оптимизм — рост отечественного производства возрос более чем на 7%. В то же самое время по данным министерства промышленности и торговли РФ оценочный уровень импортозависимости в оборудовании сократился почти на 8%. «Через разные механизмы, включая Фонд развития промышленности, мы поддержали около 30 проектов по выпуску нового оборудования для предприятий ТЭК на сумму более 3,5 млрд рублей. С нефтегазовой сферой напрямую связаны два из восьми подписанных на сегодняшний день специальных инвестиционных контрактов. Кроме того, во многом под задачи топливно-энергетического комплекса был создан новый инструмент поддержки – субсидирование части затрат на производство и реализацию пилотных партий высокотехнологичной продукции. Промышленным предприятиям компенсируется до 50% понесенных издержек...» – отметил замминистра, Василий Осьмаков. В то же время еще одним успехом в этом направлении стала совместная программа Минпромторга России и Минобороннауки России по созданию инжиниринговых центров на базе ведущих вузов страны.
 Но изменяется ли ситуация достаточно быстро?
Нефтегазовый форум 2015 схема1.jpg
По официальным данным министерства энергетики РФ в 2015 году уровень импортозависимости России по нефтегазовому оборудованию варьировался от 60 до 90 процентов, в зависимости от сегмента. В презентации, продемонстрированной министерством на выставке «Нефтегаз-2015», очевидно показано, что наиболее уязвимыми к санкциям оказались сегменты оборудования для гидроразрыва пласта и оборудование для разведки и бурения на арктическом шельфе. Данные сегменты так же являлись и до сих пор остаются наиболее перспективными векторами развития отрасли.

Нефтегазовый форум 2015 схема3.jpg Нефтегазовый форум 2015 схема2.jpg
Говоря о перспективах разработки арктического шельфа, прогнозы экспертов остаются пессимистичными. Мария Кутузова, журналист в области нефтегазового оборудования, высказала мнение, что дно данного рынка будет достигнуто не ранее 2017 года, после чего будут возможны ростки восстановления, поясняя, что «Морская нефтегазодобыча во всем мире, так и в России испытывает недостаток как в инвестициях для проведения геологоразведочных работ, так и в высокотехнологичных сервисе и оборудовании....». Чтобы исправить данную ситуацию государство финансирует создание и изготовление нефтегазового оборудования для разведки и добычи углеводородов на российском континентальном шельфе. Со слов главы Минпромторга РФ Д. Мантурова, прозвучавших на выступлении 4 октября 2016 г в рамках Петербургского газового форума, в 2016-2017 гг из бюджета будет выделено 1,3 млрд рублей.

Инжиниринговая компания «ТРАСТ-ИНЖИНИРИНГ» с 2014 года избрала одним из приоритетных направлений именно оффшорное оборудование, в том числе в исполнении для экстремальных климатических условий. Благодаря эффективному сотрудничеству с норвежским производителем компания приступила к созданию прототипа специального оборудования для обеспечения работы буровых платформ.

Эти и другие меры будут применены в будущие годы с целью не допустить отставания от конкурентов по разработке арктического шельфа — США и Норвегии. Так как независимость в энергетическом секторе является одним из приоритетов правительственной политики, в прошлом уже были предприняты попытки по созданию производств и судовых верфей, способных удовлетворить спрос на оффшорные буровые платформы, способные работать в условиях арктического шельфа. К сожалению, амбициозные проекты по созданию супер верфей “Звезда-DSME” и «Восток-Raffles» столкнулись с сокращением финансирования, в том числе со стороны зарубежных партнеров, а так же с малым «...конкретным портфелем заказов» на данные платформы. Первый проект на данный момент продлил срок реализации до 2024 года, в то время как проект “Восток-Raffles” так и остался на чертежной доске.

Развитие экономики России исторически происходило скорее волнообразно, нежели непрерывно — периоды мобилизации, такие как советские пятилетки или период царской реформации приносили обновление капитала и повышение качества производимой продукции в сравнительно короткие сроки. В текущем экономическом цикле эта стратегия мобилизации уже принесла плоды в некоторых случаях, но не без сопутствующих неудач и убытков в других. И хотя текущий санкционный режим поддерживаемый США, Евросоюзом и Норвегией касательно шельфовой разведки бьет в сердце наиболее перспективного вектора развития нефтегазового сегмента нашей страны, остается поддерживать веру в то, что совместными усилиями бизнеса и государства мы сможем выйти здоровее и сильнее, чем прежде.


Вернуться к списку