Оффорное оборудование

Миссия ООО «ТРАСТ-ИНЖИНИРИНГ» - всемерно удовлетворять и предвосхищать ожидания потребителей, предлагая современное качественное оборудование в расчете на установление долгосрочных партнерских взаимоотношений.

17 Августа 2017
В настоящее время оффшорное бурения занимает значительное место в мире и является перспективным направлением нефтегазодобычи. Около 21% шельфа Мирового океана принадлежит России. Здесь обнаружены наиболее крупные месторождения (Штокмановское, Долгинское, Приразломное и др.) с запасами нефти и газа около 10 млрд тонн нефтяного эквивалента. Самое крупное на шельфе Арктики – Штокмановское месторождение содержит свыше 3,9 трлн м3 газа и 56 млн тонн конденсата. На настоящий момент большая часть месторождений находится в разработке.

Во время бурения происходит “старение” скважины, нарушается ее изоляция, повреждается ствол. Поэтому возникает необходимость в проведении ремонта, восстановления целостности скважины. Ремонт может быть текущим или капитальным. Под текущим ремонтом понимают комплекс работ, во время которого частично или полностью заменяют подземное оборудование, очищают трубы от различных отложений (солей, песка, парафина, продуктов коррозии), проводят геолого-технические и другие мероприятия, таким образом восстанавливая и повышая дебит скважины. Капитальный ремонт представляет собой комплекс более сложных работ, подразделяющийся на несколько видов. Капитальный ремонт направлен на полное восстановление работоспособности обсадной колонны, ликвидацию  аварий, изоляцию посторонних вод, работы по зарезке и бурению второго ствола, обработку призабойной зоны и т. д.

В целом текущий и капитальный ремонт на шельфе аналогичен комплексу работ на суше. Однако некоторые особенности, связанные с работами, которые проводятся в открытом море все-таки есть.

На морских скважинах работы в значительной мере осложняются ограниченностью рабочих площадок вокруг устьев;  удаленностью от основных материально-технических баз, цехов и мастерских; большим числом скважин с малым расстоянием между их устьями, пробуренных с одного куста наклонно-направленным способом, т. е. большой кривизной стволов скважин  и т.д.

На работу в открытом море оказывают влияние погодные условия: это ветер, высокие волны. Также на морских месторождениях существует опасность появления нестабильной сейсмической обстановки. Например, на Арктике сейсмическая обстановка носит характер неравномерный, с очаговым распределением эпицентров сейсмических событий.

Не стоит забывать и о вреде на окружающую среду и мировой океан, который может быть нанесен использованием различных кислот, щелочей и других химических реагентов, используемых в процессе бурения и ремонта, а также песком и грязью, пропитанных нефтью, и т. д.

Кроме того, в большинстве случаев ремонтные работы проводят недалеко от бурящихся, действующих скважин. Велика вероятность возникновения пожара в связи с таким близким расположением.

Ввиду вышесказанного к оборудованию, которое используется как в процессе добычи так и ремонта скважин на шельфе предъявляются жесткие требования: от конструкционных решений до соблюдения ряда правил, предписаний, соблюдению требований по технике безопасности, требований к наличию необходимой сертификации.

Комплекс технических средств, используемых при ремонтных работах, разнообразен по номенклатуре и функциональному назначению. Часто то или иное оборудование, которое будет использоваться в процессе бурения или ремонта, предусматривается еще на этапах проектирования морских буровых установок, зависит от назначения и параметра скважин, условий и объема бурения.

В настоящей статье хотелось бы представить читателю оборудование, которое активно используется в процессе ремонта скважин. К таким установкам относятся следующие:
1. Насосная установка
2. Азотная установка
3. Компрессорная установка
4. Генераторная установка
5. Смесительная установка

Основным оборудованием, используемым в процессе ремонта скважин, являются насосы. Для морских скважин используют насосы высокого давления (требуемое давление составляет около 1000 атмосфер). Насосная установка необходима для закачки в пласт различных жидкостей и кислот. С помощью установки выполняются работы по цементированию, кислотной обработке и освоению скважин, работы по промывке песчаных и парафиновых пробок, изоляции водопритоков, прочих ремонтных и исследовательских работ на скважинах всех типов. По техническим параметрам установки различаются по рабочему давлению, производительности насоса и другим параметрам.

ООО “ТРАСТ-ИНЖИНИРИНГ” совместно с норвежским партнером JB Well Solutions предлагает изготовление насосных установок согласно индивидуальным потребностям. Модельный ряд на сегодняшний день представлен 7 установками с различной производительностью насоса. Все узлы крепятся на одной раме, что обеспечивает легкость перевозки и установки. В модельном ряде присутствуют также установки, конструкция которых представляет собой два сдвоенных модуля: генераторный отсек и насосный отсек. Такое решение очень удобно и дает возможность использовать генераторный отсек отдельно для других операций.

 В процессе бурения, освоения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а также для их безопасной обработки (например, удаления песчаных и глиняных пробок, осушения и обезвоживания или при проведении ремонтных работ нефтегазового оборудования) необходимо обеспечить взрывопожаробезопасность. Для этого в скважину закачивают инертную среду — азот — получаемый с помощью азотной установки. Азотные установки для оффшорной эксплуатации изготавливаются в контейнерном исполнении, все узлы крепятся на одну раму. В отличие от наземного оборудования установки должны соответствовать более высоким требованиям и стандартам для возможности безопасной эксплуатации в морских условиях. Производительность азота является основным показателем азотной установки. С помощью наших установок этот показатель достигает уровня 7600 м3/час.

Компрессорная установка используется для получения сжатых газов или иного газа. Применяется в процессе ремонта скважин для их очистки от бурового мусора. Для работы на оффшоре требуется достижение высокой производительности одновременно с длительным непрерывным использованием. Лучшую роль для этого выполняют винтовые компрессоры. Основным узлом компрессорной установки марки JB Well Solutions является именно винтовой компрессор. При использовании данного типа компрессора производительность может достигать до 50 м3/мин. В случае, если для выполнения ремонтных операций на морских скважинах  потребуется более высокая производительность, инженерами продумана возможность соединения нескольких компрессоров в одну сеть. При этом управление осуществляется с помощью одной панели.

В качестве источника электроэнергии на буровой платформе используется генераторная установка на дизельном топливе. Генератор обеспечивает энергией различные установки, используемые во время ремонта скважин. Помимо этого генератор может быть дополнительным источником энергии для обогрева помещений. Мощность является одним из основных технических параметров и может различаться в зависимости от потребности. Максимальная мощность генераторных установок JB Well Solutions – 1500 кВт. При необходимости мощность может быть увеличена благодаря продуманному решению инженеров компании, при котором несколько генераторных установок соединяются в одну сеть и управляются при помощи одной панели.

Для приготовления тампонажных растворов и прочих смесей, необходимых для цементирования скважин, используют смесительную установку. Смесительные установки проектируются с учетом индивидуальных потребностей. Конструкционно представляют собой два отсека: дизель-гидравлический отсек и отсек, в котором устанавливаются емкости для перемешивания. В зависимости от потребностей объем емкостей может варьироваться от 7 до 24 м3.

Стоит отметить, что установки проектируются и изготавливаются так, чтобы соответствовать необходимым требованиям, предъявляемым к морскому оборудованию:
1. Все компоненты, в том числе контейнер проходят сложную сертификацию: DNV-ST-E272, ATEX 94/9/EC, NORSOK Z-015 Rev. 4, OLF 70, SOLAS и т.д., что подтверждает надежность установок, их полную готовность к эксплуатации в открытом море.
2. Места для размещения подъемных и промывочных агрегатов, а также прочего ремонтного оборудования, зачастую остается не так много. Вопрос о компактном размещении стоит остро. Компоненты чаще всего размещаются в 20-футовом контейнере, что очень удобно для транспортировки и установки на ограниченном пространстве.
3. Установки рассчитаны на работу при температуре окружающей среды от -20 до +40ºС.  Таким образом установки могут работать в условиях любого моря России.
4. Стоит отметить еще одно конструкторское решение - в каждом контейнере вместо съемных панелей монтируются двойные двери, таким образом обеспечивается легкий доступ к отсекам.
5. Установки могут использоваться в Зоне 2*
6. Все установки оснащены системами дистанционного контроля и управления

Помимо основных параметров, необходимых для надежной и безопасной эксплуатации в условиях открытого моря, условия которых выполняются в полной мере,  стоит уделить внимание новым разработкам, над которыми инженеры работали долгие годы и которые создадут дополнительную безопасность, надежность, обеспечат долговечность узлов:
1. 3GHI PROTECTION. Инженерами компании создана уникальная система 3GHI PROTECTION, заменяющая собой стандартные пламягасители. Основным преимуществом использования этой системы является увеличение срока службы двигателя за счет уменьшения обратного давления** Система устанавливается на всех установках производства компании JB Well Solutions.
2. SafeCoolerTM - система регулирования температуры выхлопных газов. Преимущества: имеет компактный дизайн, снижает температуру выхлопных газов, благодаря чему риск возгорания в опасной зоне сводится к минимум. Ноу-Хау и собственная, запатентованная разработка компании JB Well Solutions
3. SafeGuard Novec 1230 - система пожарной защиты. Это современная система, использующая для тушения газовое вещество. Преимущества: - быстродействие (тушит возгорание за 10 секунд); - легкие вместительные баллоны; - легкое повторное заполнение; - не оказывает вред окружающей среде (нулевой показатель озоноразрушающего потенциала); - температура кипения составляет 49 oС. Это означает, что вещество может перевозиться в легких, негерметичных контейнерах. Благодаря этому вещество Novec TM возможно перевозить воздушным транспортом; - экономичность (работает при давлении 35 бар, нет необходимости иметь дорогие, бесшовные цилиндры; - сертифицирована DNV, органами пожарной безопасности РФ. В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на общее сходство ремонта скважин в морских условиях и на суше, сходству того или иного оборудования и процессов, отличия все же существуют. Главным образом эти отличия касаются особых требований, предъявляемым к оборудованию.  Поэтому к выбору оборудования стоит подходить с особой тщательностью, учитывая не только технические параметры, но и стоит учитывать безопасность оборудования, его удобство в работе, долговечность.


* Зона 2 - зона, в которой газовая атмосфера не является взрывоопасной, о при этом возможность вспыхивания на короткое время сохраняется.
** Обратное давление выхлопных газов, возникающее за выпускным коллектором - мешает увеличению мощности и поэтому должно быть минимизировано, насколько это возможно. Уменьшение обратного давление для улучшения выброса газов из камеры сгорания, позволяет загнать в эту камеру больше свежего воздуха и топлива. А как известно, чем больше топлива и свежего воздуха поступит в цилиндры, - тем больше мощности вы получите. Другое достоинство выхлопных систем с низким сопротивлением - это сокращение потерь на выдохе, другими словами нужно меньше усилий от поршней по выталкиванию сгоревших газов.
Вернуться к списку